Курс посвящен обзору биологических процессов, протекающих в почве, и роли живых организмов в формировании почвенного горизонта. Рассматриваются практические аспекты использования почвенной фауны для повышения плодородия почв и оценки состояния наземных экосистем.
О курсе
Формат
- тематические видеолекции;
- материалы для самостоятельного изучения и ответы на наиболее часто задаваемые вопросы;
- тестовые задания для самоконтроля на проверку усвоения теоретического материала (по 1 вопросу внутри видеолекций);
- одновариантные тестовые задания на оценку (по 5–28 вопросов к каждому разделу курса).
Предусмотрено итоговое контрольное тестирование по содержанию всего курса. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.
Информационные ресурсы
- http://www.infox.ru/science/animal/2011/10/19/Pochvyennyyh_zhivotn.phtml
- http://dimetris.com.ua/site/all/nematodes
- http://biofile.ru/geo/7454.html
- http://studopedia.ru/3_63735_osnovnie-gruppi-pochvennih-obitateley.html
- http://biofile.ru/chel/14410.html
- http://biofile.ru/bio/5395.html
- http://www.zoodrug.ru/topic3517.html
- http://ru.knowledgr.com/00133908/%D0%9C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0
- http://www.botanichka.ru/blog/2011/02/09/springtail-2/
- http://www.activestudy.info/borba-s-nematodami/
- http://ru-ecology.info/term/54277/
- http://www.zin.ru/animalia/COLEOPTERA/pdf/soil_zoology_2011.pdf
- http://studopedia.ru/3_28743_sinantropizatsiya-ekosistem.html
- http://www.f-mx.ru/selskoe_lesnoe_xozyajstvo_i/plodorodie_pochvy.html
- http://agroflora.ru/organicheskoe-veshhestvo-pochvy/
- http://studopedia.net/12_40244_pochvennie-protsessi-proishodyashchie-pri-uchastii-zhivotnih.html
- http://www.websadovod.ru/biohumus/03.htm
- http://www.agroxxi.ru/forum/index.php/forum/148
- http://www.f-mx.ru/biologiya/bioindikaciya_pochvy_po_bespozvonochnym.html
- http://ru-ecology.info/term/9097/
- http://earthpapers.net/geohimicheskaya-ekologiya-nazemnyh-i-pochvennyh-zhivotnyh-bioindikatsionnye-i-radioekologicheskie-aspekty
Требования
Программа курса
Раздел 1. Особенности жизни в почве и адаптации организмов к почвенным условиям.
1.1 Почва как специфическая среда обитания живых организмов.
1.2 Биологические процессы при почвообразовании.
Раздел 2. Основные систематические группы почвенных обитателей.
2.1 Разнообразие почвенных обитателей.
2.2 Простейшие и нематоды - их связь с почвой и роль в почвенных процессах
Раздел 3. Почвенная мезофауна.
3.1 Основные группы почвообитающих насекомых и их роль в почвенных процессах.
Раздел 4. Кольчатые черви, обитающие в почве, и их роль в почвообразовании.
4.1. Кольчатые черви, обитающие в почве, и их роль в почвообразовании.
Раздел 5. Питание почвенных обитателей и детритные трофические сети.
5.1 Трофические группы почвенных организмов.
5.2 Специфика питания различных групп почвенных животных.
5.3 Трофические и детритные сети.
5.4 Особенности детритных пищевых сетей в различных климатических условиях.
Раздел 6. Почвенные организмы в агроценозах.
6.1 Видовое разнообразие и специфика населения почвенных животных в агроценозах.
6.2 Влияние агротехнических мероприятий на почвенную фауну агроценозов.
Раздел 7. Особенности населения почв в городских условиях.
7.1 Городской климат и почвенные животные.
7.2 Значение педобионтов для функционирования городских экосистем.
7.3 Синантропные беспозвоночные и их адаптации к условиям, созданным человеком.
Раздел 8. Использование животных для повышения плодородия почв.
8.1 Почвенные организмы и плодородие почв.
8.2 Использование животных для мелиорации почв.
8.3 Интродукция почвенных животных.
8.4 Искусственное разведение почвенных беспозвоночных.
Раздел 9. Почвенные животные как биологические индикаторы окружающей среды.
9.1 Почвенные животные как биологические индикаторы.
9.2 Использование почвенных животных в радиоэкологических исследованиях.
9.3 Зональное распределение почвенной фауны.
Раздел 10. Итоговая аттестация
Результаты обучения
- сможет различать основные группы почвенных организмов;
- сможет оценивать их роль в формировании плодородного слоя почв;
- сможет разбираться в экологических особенностях почвенной фауны и специфических чертах развития и образа жизни основных представителей почвенной фауны;
- освоит простые методы биоиндикации, повышения почвенного плодородия, повышения урожайности ряда культур и увеличения эффективности вложений в земельный участок.
Формируемые компетенции
- ОПК6. Способность распознавать основные типы и разновидности почв, обосновать направления их использования в земледелии и приемы воспроизводства плодородия;
- ПК1. Готовность изучать современную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований.
- ПК2. Способность применять современные методы научных исследований в агрономии согласно утверждённым планам и методикам.
Направления подготовки
Преподаватели

Бабенко Андрей Сергеевич,
доктор биологических наук,
профессор кафедры сельскохозяйственной биологии Биологического института НИ ТГУ