Курс призван представить базовые ориентиры в понимании гениальности, одаренности и посредственности, то есть представить гениальность как инициативность, одаренность как своеобразие и посредственность как эффективность. Курс направлен на формирование аутентичных психологических установок по отношению к вопросу творческого потенциала (самореализация, творческое самовыражение, самоидентификация).
О курсе
В курсе будут представлены примеры такой согласованности проявлений гениальности, одаренности и посредственности в произведениях, биографиях и творческих практиках.
Студенты смогут не только рассмотреть структуру устойчивости творческой активности в целом, но и исследовать проблемы переживания кризисов, реализации и сбережения своего личностного потенциала.
Курс имеет прикладное значение и направлен на изучение психологии интенсификации творческой жизни, на психологическое обоснование (восстановление оснований) практик идентификации, помощи в переживании кризисов, реализации и сбережения человеческого, личностного потенциала.
Курс насыщен интерактивными заданиями, выполнение которых также поможет личностному росту и развитию интенсивности творческой жизни обучающихся.
Формат
- тематические видеолекции;
- краткие описания содержания видеороликов;
- дополнительные материалы и рекомендуемую к самостоятельному изучению литературу;
- общий обзор по литературе в конце каждого раздела;
- многовариантные тестовые задания на оценку (по 11–19 вопросов к каждому разделу курса);
- творческие задания на оценку (на взаимное оценивание) в каждом разделе курса;
- дополнительные задания для самооценки в каждом разделе курса.
Предусмотрено итоговое задание на взаимное оценивание по всему курсу. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового задания и еженедельных контрольных тестов. Базовый курс по направлению 37.04.01 Психология.
Информационные ресурсы
Требования
Курс ориентирован на студентов, получающих степень бакалавра и магистра, а также на всех, интересующихся данной проблематикой.
Программа курса
ГЕНИАЛЬНОСТЬ
Раздел 1. я ГЕНИЙ?
В данном разделе рассматривается феномен гениальности, что это такое, есть ли гениальность, какие существуют теории и ошибки в понимании феномена, риски проявления гениальности.
1.1. Сомнения в гениальности (я ГЕНИЙ?)
1.2. Заблуждения в представлениях о гениальности
1.3. Феноменология сомнений в гениальности
1.4. Метод достойных сомнений в гениальности
1.5. Риски сомнений в гениальности
Раздел 2. Я гений?
В данном разделе поднимаются вопросы идентичности гения и связанные с этим заблуждения, риски, примеры.
2.1. Сомнения в собственной гениальности (Я гений?)
2.2. Заблуждения в представлениях о собственной гениальности
2.3. Феноменология сомнений в собственной гениальности
2.4. Метод достойных сомнений в собственной гениальности
2. 5. Риски сомнений в собственной гениальности
Раздел 3. Я ГЕНИЙ!
В данном разделе раскрываются примеры переживания гениальности, примеры гениальной жизни, как жить гениально, с гением.
3.1. Уверенность в гениальности вообще и своей в частности (Я ГЕНИЙ!)
3.2. Заблуждения в представлениях об уверенности в гениальности
3.3. Феноменология уверенности в гениальности
3.4. Метод уверенности в гениальности
3.5. Риски уверенности в гениальности
ОДАРЕННОСТЬ
Раздел 4. я ОДАРЕННЫЙ?
В данном разделе рассматривается феномен одаренности, что это такое, какие существуют ошибки в понимании феномена, связанные с проявлением одаренности риски и проблемы.
4.1. Сомнения в одаренности (я ОДАРЕННЫЙ?)
4.2. Заблуждения в представлениях об одаренности
4. 3. Феноменология сомнений в одаренности
4.4. Метод достойных сомнений в одаренности
4.5. Риски сомнений в одаренности
Раздел 5. Я одаренный?
В данном разделе поднимаются вопросы идентичности одаренного человека – «Я одарённый», приводятся примеры переживаний и связанные с одарённостью риски.
5.1. Сомнения в собственной одаренности (Я одаренный?)
5.2. Заблуждения в представлениях о собственной одаренности
5.3. Феноменология сомнений в собственной одаренности
5.4. Метод достойных сомнений в собственной одаренности
5.5. Риски сомнений в собственной одаренности
Раздел 6. Я ОДАРЕННЫЙ!
Ключевая мысль раздела – «я одарен в той мере, в которой могу принимать, преумножать и отдавать», здесь рассматривается счастье творческого самовыражения.
6.1. Уверенность в одаренности вообще и своей в частности (Я ОДАРЕННЫЙ!)
6.2. Заблуждения в представлениях об уверенности в одаренности
6.3. Феноменология уверенности в одаренности
6.4. Метод уверенности в одаренности
6.5. Риски уверенности в одаренности
ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ
Раздел 7. я ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ?
В данном разделе рассматривается феномен посредственности и существующие ошибки здравого смысла в интерпретации.
7.1. Сомнения в посредственности (я ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ?)
7.2. Заблуждения в представлениях о посредственности
7.3. Феноменология сомнений в посредственности
7.4. Метод достойных сомнений в посредственности
7.5. Риски сомнений в посредственности
Раздел 8. Я посредственность?
Ключевая мысль раздела – «Какими средствами я богат? Жизнь посредственная – это жизнь по мере, планирование по мере, в соответствии со средствами».
8.1. Сомнения в собственной посредственности (Я посредственность?)
8.2. Заблуждения в представлениях о собственной посредственности
8.3. Феноменология сомнений в собственной посредственности
8.4. Метод достойных сомнений в собственной посредственности
8.5. Риски сомнений в собственной посредственности
Раздел 9. Я ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ!
Ключевая мысль раздела – «сказать «Я Посредственность» - это сказать «Я Мастер», мастер своего дела, эффективен и бережен».
9.1. Уверенность в посредственности вообще и своей в частности (Я ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ!)
9.2. Заблуждения в представлениях об уверенности в посредственности
9.3. Феноменология уверенности в посредственности
9.4. Метод уверенности в посредственности
9.5. Риски уверенности в посредственности
Раздел 10. Итоговая аттестация
Результаты обучения
- современного понимания специфических измерений творческого потенциала: гениальности-инициативности, одаренности-своеобразия, посредственности-эффективности;
- понимания распространенных заблуждений в отношении гениальности, одаренности и посредственности;
- практики реализации индивидуального творческого потенциала в ракурсе трех измерений творческой жизни: творческой инициативы, творческого стиля, творческой своевременности;
- разрешения сомнений и внимания к рискам творческой реализации и творческого потенциала.
Формируемые компетенции
- (37.04.01 Психология ОК3) Способность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;
- (37.04.01 Психология ОПК3) Способность к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения;
- (37.04.01 Психология ПК5) Готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.
Направления подготовки
Преподаватели

Лукьянов Олег Валерьевич,,
доктор психологических наук, доцент,
заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии НИ ТГУ

Стайпек Анастасия Андреевна,,
старший лаборант, аспирант кафедры психологии личности факультета психологии НИ ТГУ