Курс является базовым для формирования компетенций специалиста–исследователя и специалиста–практика, для освоения дисциплин, связанных с управлением и организацией трудовой деятельности, социальной поддержкой различных категорий граждан, экспертизой и оценкой эффективности трудовой деятельности. Цель курса – изучение фактов и закономерностей психической регуляции функционирования и формирования человека как субъекта труда.
О курсе
- понимание междисциплинарности и гуманитарности проблемы изучения особенностей трудовой деятельности;
- глубокое изучение наиболее важных законов в различных отраслях научного знания о труде;
- освоение технологий эффективной организации деятельности и регулирования работоспособности и утомления;
- изучение методов диагностики профессиональной направленности человека;
- изучение основных теоретических подходов к пониманию мотивации трудовой деятельности;
- изучение концепций профессионализма и профессиональных кризисов;
- освоение технологий эффективного построения карьеры.
Программа курса предполагает активный анализ собственного профессионального опыта, а также сопоставление результатов собственного систематического наблюдения за базовыми элементами трудовой деятельности и данных литературных источников.
Формат
- тематические видеолекции;
- одновариантные тестовые задания на оценку (по 8–16 вопросов к каждому разделу курса);
- задание на взаимное оценивание, посвященное анализу режима труда и отдыха;
- вопросы к обсуждению на форуме курса.
Предусмотрено итоговое контрольное тестирование по содержанию всего курса. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.
Информационные ресурсы
Требования
Программа курса
Раздел 1. Отрасли науки, занимающиеся изучением трудовой деятельности.
1.1. История развития гуманитарных знаний о труде.
1.2. Формирование научных отраслей изучения трудовой деятельности в 20 веке.
1.3. Инженерная психология и HCI как науки.
1.4. Эргономика как наука.
1.5. Психология труда как наука.
Раздел 2. Психофизиологические характеристики трудовой деятельности.
2.1. Работоспособность.
2.2. Утомление.
2.3. Режим труда и отдыха.
2.4. Напряжённость трудовой деятельности
2.5. Функциональные состояния работника.
Раздел 3. Психологические характеристики трудовой деятельности.
3.1. Труд как предмет гуманитарных исследований.
3.2. Профессиональная пригодность и трудоспособный возраст.
3.3. Основные формы занятости современного работника.
3.4. Понятие профессии.
3.5. Способы описания профессий.
Раздел 4. Мотивация трудовой деятельности.
4.1. Ранние научные теории мотивации к труду.
4.2. Социально-психологический подход к мотивации трудовой деятельности.
4.3. Содержательные теории мотивации.
4.4. Процессуальные теории мотивации.
Раздел 5. Психология профессионализма.
5.1. Ценностный подход к пониманию профессионализма.
5.2. Этапы профессионализации.
5.3. Компетентностный подход к профессионализму.
5.4. Виды профессиональных компетенций.
Раздел 6. Профессиональные дефициты современного работника.
6.1. Профессиональные кризисы.
6.2. Возможности управления профессиональным кризисом.
6.3. Профессиональные деструкции.
6.4. Профилактика профессиональных деструкций.
Раздел 7. Современные подходы к построению карьеры.
7.1. Понятие самоопределения и его базовые характеристики.
7.2. Интегративные концепции самоопределения.
7.3. Профессиональное самоопределение.
7.4. Профессиональная перспектива.
7.5. Современные подходы к пониманию карьеры.
Раздел 8. Управление карьерой и профессиональная ориентация.
8.1. Понятие профессиональной ориентации.
8.2. Профессиональное просвещение и пропаганда и профессиональное обучение.
8.3. Профессиональный отбор и профессиональный подбор.
8.4. Профессиональная адаптация и профессиональная реабилитация.
Раздел 9. Технологии психологического сопровождения современного специалиста.
9.1. Этические проблемы психологического сопровождения современного специалиста.
9.2. Профессиональная консультация.
9.3. Групповая консультация и тренинг для специалистов.
Раздел 10. Итоговая аттестация.
Результаты обучения
- Сформирует навык распознавания различных функциональных состояний работника в процессе трудовой деятельности;
- Освоит технологии определения типа профессиональной направленности человека;
- Освоит технологии выявления базовых мотиваторов трудовой деятельности;
- Сформирует навык определения уровня профессионализма и индикаторов наличия профессиональных деструкций у работника;
- Сформирует навык применения базовых процедур сопровождения и поддержки процесса профессионализации работника.
Формируемые компетенции
В результате освоения курса студент способен:
- (ПК-12, I уровень) к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества;
- (ПК-13, I уровень) к проведению работ с персоналом организации с целью отбор кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса;
- (ПК-14, I уровень) к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп.
Направления подготовки
37.04.02 Конфликтология
37.05.01 Клиническая психология
38.00.00 Экономика и управление
38.03.02 Менеджмент
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
39.00.00 Социология и социальная работа
39.03.01 Социология
39.03.03 Организация работы с молодежью
40.00.00 Юриспруденция
41.03.06 Публичная политика и социальные науки
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
44.03.01 Педагогическое образование
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
Преподаватели
Петрова Валерия Николаевна,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры организационной психологии факультета психологии НИ ТГУ