История и философия науки. Общие проблемы философии науки. Философия наук о живой природе

Первая часть курса знакомит слушателей с основными этапами динамики науки в Западной культуре, формирует знание о природе науки, соотношении фундаментального и прикладного знания в современных исследованиях. Вторая часть курса представляет собой характеристику основных черт и специфики естественнонаучного знания, предметностью которого является жизнь и живые системы (биология, экология, медицина).

 

О курсе

Первая часть курса «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» построен в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В нем рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: проблема релятивизации научного знания, проблема научного реализма, объективности научного знания.

Во второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и рефлективно к ней отнестись. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими как необходимые рамки (контекст), в которые может быть помещен те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала. Слушатели изучат также основные исследовательские программы в сфере современной философии науки: их содержание, применяемые методологии, притязания, что позволит приобрести навыки их анализа.

Слушатели окажутся в рефлексивной позиции к своей исследовательской деятельности. Анализ проблем, с которыми сталкивались выдающиеся биологи, экологи, медики и все, кому интересна философия наук о жизни, позволит слушателям по-новому взглянуть на прошлое и будущее науки, увидеть свое место в системе получения новых знаний о природе.

Формат

Курс включает:

  • тематические видеолекции;
  • тестовые задания на оценку (по 8–20 вопросов к каждому разделу курса)
  • творческое задание.

Предусмотрено итоговое задание. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.

 

Информационные ресурсы

В качестве дополнительных ресурсов слушателям рекомендуются использовать литературу и источники (словари), список которых даётся в сопроводительных материалах к курсу.

Требования

Курс ориентирован на аспирантов любых вузов всех специальностей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия наук о живой природе», а также соответствующий кандидатский экзамен.

Требуется умение пользоваться оригинальными текстами по истории и философии науки, знание основ философии и философской теории познания.

Программа курса

Курс рассчитан на 10 недель изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 8–12 часов. Общая трудоемкость курса – 3 зачетные единицы.

Программа

Результаты обучения

В результате освоения курса аспирант должен:

Знать:

  • предмет и проблемное поле истории и философии науки, характер современных социальных проблем, связанных с особенностями функционирования данной сферы общества;
  • уметь отвечать на вопросы о природе науки, общих закономерностях научного познания в его историческом развитии и в изменяющемся социокультурном контексте;
  • знать основные школы философии науки и основных представителей отечественной и зарубежной философии науки;
  • ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке на современном этапе ее развития;
  • сформировать навыки методологического анализа в области теоретических и прикладных исследований.

Уметь:

  • использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач;
  • применять на практике базовые профессиональные навыки;

Владеть:

  • информацией по данной дисциплине, на уровне умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения.

Формируемые компетенции

Процесс изучения курса направлен на формирование следующих универсальных компетенций:

  • УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
  • УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач

Направления подготовки

06.06.01 Биологические науки 
30.06.01 Фундаментальная медицина 
31.06.01 Клиническая медицина 
32.06.01 Медико-профилактическое дело 
33.06.01 Фармация 
35.06.01 Сельское хозяйство 
35.06.02 Лесное хозяйство 
35.06.03 Рыбное хозяйство 
35.06.04 Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве 
36.06.01 Ветеринария и зоотехния 
49.06.01 Физическая культура и спорт 

Для аспирантов всех тех специальностей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия наук о живой природе», а также соответствующий кандидатский экзамен.

Преподаватели

Ю.С. Осаченко

Юлия Станиславовна Осаченко,
кандидат философских наук, доцент кафедры онтологии, теории познания и социальной философии ФсФ ТГУ

Черникова Ирина Васильевна,
доктор философских наук, Профессор,
заведующий кафедрой философии и методологии науки философского факультета НИ ТГУ