Первая часть курса знакомит слушателей с основными этапами динамики науки в Западной культуре, формирует знание о природе науки, соотношении фундаментального и прикладного знания в современных исследованиях. Вторая часть курса представляет собой характеристику основных черт и специфики естественнонаучного знания, предметностью которого является жизнь и живые системы (биология, экология, медицина).
О курсе
Во второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и рефлективно к ней отнестись. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими как необходимые рамки (контекст), в которые может быть помещен те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала. Слушатели изучат также основные исследовательские программы в сфере современной философии науки: их содержание, применяемые методологии, притязания, что позволит приобрести навыки их анализа.
Слушатели окажутся в рефлексивной позиции к своей исследовательской деятельности. Анализ проблем, с которыми сталкивались выдающиеся биологи, экологи, медики и все, кому интересна философия наук о жизни, позволит слушателям по-новому взглянуть на прошлое и будущее науки, увидеть свое место в системе получения новых знаний о природе.
Формат
- тематические видеолекции;
- тестовые задания на оценку (по 8–20 вопросов к каждому разделу курса)
- творческое задание.
Предусмотрено итоговое задание. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.
Информационные ресурсы
Требования
Требуется умение пользоваться оригинальными текстами по истории и философии науки, знание основ философии и философской теории познания.
Программа курса
Раздел 1. Предмет и основные концепции философии науки
1.1. Формирование философии науки и основные этапы ее развития (позитивизм и постпозитивизм)
1.2. Концептуальная модель современной философии науки
Раздел 2. Природа научного познания. Наука в системе культуры
2.1. Природа науки, три аспекта бытия науки
2.2. Образы науки и стандарты научности
2.3. Структура научного знания: эмпирический, теоретический уровни научного знания, уровень оснований науки
Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
3.1. Генезис науки: наука античности, наука средневековья
3.2. Становление классической науки в эпоху Нового времени (формирование объекта, субъекта, метода научного познания)
3.3. Динамика науки в культуре европейской цивилизации. Внутренние и внешние факторы развития науки
Раздел 4. Динамика науки. Типы научной рациональности
4.1. Рост и развитие научного знания
4.2. Философия науки о динамике научной рациональности
4.3. Концепция постнеклассической науки, ее признаки
Раздел 5. Актуальные проблемы современной философии науки
5.1. Проблема объективности научного знания. Истина и достоверное знание
5.2. Научный реализм и релятивизация в научном познании
5.3. Междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования в современной науке
Раздел 6. Что такое жизнь? Биология как основа наук о жизни
6.1. Понятие «жизнь» как предмет изучения науки и философии
6.2. Предмет философии биологии и его эволюция. Историческое развитие представлений о сущности жизни
6.3. Теория эволюции: от Дарвина до современности
6.4. Генетика и ее основные концепты
6.5. Фундаментальные проблемы философии биологии: на пути к общей теории жизни
Раздел 7. Биологическое и социальное: человек в зеркале наук о жизни
7.1. Биология и социальная жизнь: концептуальные основания учения о природе и сущности человека
7.2. Философские проблемы антропосоциогенеза в контексте наук о жизни
7.3. Философские проблемы этологии: сравнительное изучение видов активности животных и человека
7.4. Философские проблемы социобиологии
7.5. Когнитивные науки о человеке: мозг и сознание
Раздел 8. Экология и экофилософия
8.1. Экология как междисциплинарное поле исследований и практик
8.2. История развития экологических концепций
8.3. Философские проблемы экологии
8.4. Экофилософия и экологическое сознание
Раздел 9. Философские проблемы медицины. Биоэтика и биополитика
9.1. Философия медицины, ее предмет, цели, задачи и основная проблематика
9.2. История медицины
9.3. Актуальное состояние медицины и ее важнейшие философские проблемы
9.4. Биоэтика и медицинская этика
9.5. Биополитика
Раздел 10. Итоговая аттестация
Результаты обучения
Знать:
- предмет и проблемное поле истории и философии науки, характер современных социальных проблем, связанных с особенностями функционирования данной сферы общества;
- уметь отвечать на вопросы о природе науки, общих закономерностях научного познания в его историческом развитии и в изменяющемся социокультурном контексте;
- знать основные школы философии науки и основных представителей отечественной и зарубежной философии науки;
- ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке на современном этапе ее развития;
- сформировать навыки методологического анализа в области теоретических и прикладных исследований.
Уметь:
- использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач;
- применять на практике базовые профессиональные навыки;
Владеть:
- информацией по данной дисциплине, на уровне умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения.
Формируемые компетенции
- УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
- УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
Направления подготовки
30.06.01 Фундаментальная медицина
31.06.01 Клиническая медицина
32.06.01 Медико-профилактическое дело
33.06.01 Фармация
35.06.01 Сельское хозяйство
35.06.02 Лесное хозяйство
35.06.03 Рыбное хозяйство
35.06.04 Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве
36.06.01 Ветеринария и зоотехния
49.06.01 Физическая культура и спорт
Для аспирантов всех тех специальностей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия наук о живой природе», а также соответствующий кандидатский экзамен.
Преподаватели
Юлия Станиславовна Осаченко,
кандидат философских наук, доцент кафедры онтологии, теории познания и социальной философии ФсФ ТГУ
Черникова Ирина Васильевна,
доктор философских наук, Профессор,
заведующий кафедрой философии и методологии науки философского факультета НИ ТГУ