Первая часть курса знакомит слушателей с основными этапами динамики науки в Западной культуре, формирует знание о природе науки, соотношении фундаментального и прикладного знания в современных исследованиях. Вторая часть курса представляет конкретизацию основных черт современных социально-гуманитарных наук, преследуемых ими целей и задач, а также применяемых ими методов и подходов.
О курсе
Во второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и рефлективно к ней отнестись. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими как необходимые рамки (контекст), в которые может быть помещен те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала. Слушатели изучат также основные исследовательские программы в сфере современной философии науки: их содержание, применяемые методологии, притязания, что позволит приобрести навыки их анализа. Материал курса представлен посредством критического анализа содержания и эвристического потенциала основных исследовательских программ, определяющих облик современного социального и гуманитарного знания: герменевтика, критическая теория, структурализм и постструктурализм.
Формат
- тематические видеолекции;
- тестовые задания на оценку (по 8–20 вопросов к каждому разделу курса);
- словарь-тезаурус.
Предусмотрено итоговое контрольное тестирование по содержанию всего курса. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.
Информационные ресурсы
Требования
Требуется умение пользоваться оригинальными текстами по истории и философии науки, знание основ философии и философской теории познания.
Программа курса
Раздел 1. Предмет и основные концепции философии науки
1.1. Формирование философии науки и основные этапы ее развития (позитивизм и постпозитивизм)
1.2. Концептуальная модель современной философии науки
Раздел 2. Природа научного познания. Наука в системе культуры
2.1. Природа науки, три аспекта бытия науки
2.2. Образы науки и стандарты научности
2.3. Структура научного знания: эмпирический, теоретический уровни научного знания, уровень оснований науки
Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
3.1. Генезис науки: наука античности, наука средневековья
3.2. Становление классической науки в эпоху Нового времени (формирование объекта, субъекта, метода научного познания)
3.3. Динамика науки в культуре европейской цивилизации. Внутренние и внешние факторы развития науки
Раздел 4. Динамика науки. Типы научной рациональности
4.1. Рост и развитие научного знания
4.2. Философия науки о динамике научной рациональности
4.3. Концепция постнеклассической науки, ее признаки
Раздел 5. Актуальные проблемы современной философии науки
5.1. Проблема объективности научного знания. Истина и достоверное знание
5.2. Научный реализм и релятивизация в научном познании
5.3. Междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования в современной науке
Раздел 6. Предмет, специфика и функции социально-гуманитарных наук
6.1. Возникновение и основные вехи развития социально-гуманитарных наук
6.2. Предмет социально-гуманитарного знания в горизонте смены типов рациональности
6.3. Категориальная обеспеченность социально-гуманитарного знания: как мы можем осваивать социальный мир
6.4. Методология социально-гуманитарного знания: как мы можем осваивать социальный мир
6.5. Основные методологические стратегии
Раздел 7. Герменевтика: проблема понимания в дискурсе социально-гуманитарных наук
7.1. Что значит понимать
7.2. Введение в историю герменевтики
7.3. Становление герменевтики: от практики и методологии истолкования текстов к философии понимания
7.4. Герменевтический поворот М. Хайдеггера и Х.-Г. Гадамера: бытие человека изначально герменевтично
7.5. Современные перспективы герменевтики
Раздел 8. Современная социально-критическая теория: общество, его друзья и враги
8.1. Апология общества. Рождение критики
8.2. Основные идеи критической теории Франкфуртской школы
8.3. Основные идеи критической теории Франкфуртской школы. Одномерное общество
8.4. Общество как пространство социального конструирования
8.5. Власть как центральная проблема социально гуманитарных наук
Раздел 9. Структурализм и постмодернизм
9.1. Основные принципы структуралистского подхода
9.2. Расскажи мне историю. Ключевые идеи нарратологии
9.3. Постмодернизм: недоверие к великим рассказам
9.4. Что такое деконструкция
9.5. Концепция дискурса Мишеля Фуко
Раздел 10. Итоговая аттестация
Результаты обучения
- УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
- УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
Формируемые компетенции
- УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
- УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
Направления подготовки
38.06.01 Экономика
39.06.01 Социологические науки
40.06.01 Юриспруденция
41.06.01 Политические науки и регионоведение
42.06.01 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
44.06.01 Образование и педагогические науки
45.06.01 Языкознание и литературоведение
46.06.01 Исторические науки и археология
47.06.01 Философия, этика и религиоведение
48.06.01 Теология
50.06.01 Искусствоведение
51.06.01 Культурология (магистратура)
Для аспирантов всех тех специальностей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия социально-гуманитарных наук», а также соответствующий кандидатский экзамен.
Преподаватели

Василий Николаевич Сыров,
доктор философских наук, профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии ФсФ ТГУ

Галина Ивановна Петрова,
доктор философских наук, профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии ФсФ ТГУ

Валерия Владимировна Петренко,
кандидат философских наук, доцент кафедры онтологии, теории познания и социальной философии ФсФ ТГУ

Елена Васильевна Агафонова,
кандидат философских наук, доцент кафедры онтологии, теории познания и социальной философии ФсФ ТГУ
Черникова Ирина Васильевна,
доктор философских наук, Профессор,
заведующий кафедрой философии и методологии науки философского факультета НИ ТГУ