Курс построен на представлении о единстве и взаимосвязи компонентов географической оболочки Земли. Он заложит основы научных знаний о науках о Земле, позволит уяснить основные географические закономерности и тенденции развития географических явлений и процессов, сформирует целостное представление о современном мире и о месте России в нем, систематизирует географическую информацию.
О курсе
Задачи курса:
- конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);
- выявить географические особенности природы, населения разных территорий, в том числе России;
- сформировать целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире;
- закрепить картографическую грамотность;
- уяснить смысл основных географических понятий и терминов;
- выявить и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, выявляя причинно-следственные связи;
- иметь представление об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
В процессе освоения дисциплины обучающиеся смогут:
- оценивать и прогнозировать влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
- объяснять географическую специфику крупных природных географических оболочек, географические явления и процессы в геосферах и взаимосвязи между ними, географические следствия движений Земли, изменение в географической оболочке в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- опираться на современные научные представления в процессе изучения географии и экологии;
- анализировать демографическую, экономическую, экологическую ситуацию на локальном, региональном, глобальном уровнях;
- объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, выявляя причинно-следственные связи.
Формат
- тематические видеолекции;
- дополнительные материалы, включающие список дополнительной литературы, ссылки на полезную информацию из различных источников и видеоматериалы для самостоятельного просмотра;
- тестовые задания на оценку (по 15 вопросов к каждому разделу курса).
Предусмотрено итоговое контрольное тестирование по содержанию всего курса, состоящее из 50 вопросов. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.
Информационные ресурсы
- Экономическая, социальная и политическая география (теоретические основы): Учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского университета, 2004. 176 с. – URL: http://chamo.lib.tsu.ru/lib/item?id=chamo:199326&theme=system
- Экономическая и социальная география России: Практикум. Учебно-методическое пособие. – Томск: Изд-во СКК–Пресс, 2006. 134 с. – URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000223739
- География в цифрах и фактах : учебно-методическое пособие / Т. В. Ромашова ; под общ. ред. А. М. Малолетко. - Томск : [б. и.], 2008. 151 с. – URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000342747
- География Томской области. Население. Экономика. Экология. 9 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд. – Томск, 2010. 212 с. (Соавторы – Евсеева Н.С., Нехорошев О.Г., Окишева Л.Н., Адам А.М.). – URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000439686
- Учебный материал (номенклатура и статистические данные) к курсу «Экономическая и социальная география России»: учебно-методическое пособие для студентов направления «География». – Томск, 2010. 72 с.
- Географическая номенклатура по «Экономической и социальной географии России»: Учебно-методическое пособие. – Томск, 2013. – 47 с.
- Демографическое исследование процессов воспроизводства населения мира (географический подход): Электронное учебное пособие. – Томск: Институт дистанционного образования ТГУ, 2010. – URL: http://edu.tsu.ru/eor/resourse/179/tpl/index.html
- Топливно-энергетический комплекс России: обеспеченность, использование, ресурсо- и энергосбережение: Учебно-методический комплекс. Томск: Институт дистанционного образования ТГУ, 2011. – URL: http://edu.tsu.ru/eor/resourse/536/tpl/index.html
- Климат// Ландшафты болот Томской области/ Под ред. Н.С.Евсеевой. Томск: Изд-во НТЛ, 2012. С.88-103. – URL: http://chamo.lib.tsu.ru/search/query?term_1=%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D0%A2.%D0%92.&theme=system
- География населения с основами демографии: практикум. – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2014. 98 с.
- Социально-экономические риски от опасных гидрометеорологических явлений // Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Географические исследования Евразии: история и современность», посвященной 160-летию экспедиции П. П. Семенова на Тянь-Шань в рамках XII Большого географического фестиваля (СПбГУ, г. Санкт-Петербург, 8-10 апреля 2016 г.). – М.: Издательство «Перо», 2016. С. 734-737 [Электронное издание] / Т.В.Ромашова, Т.С. Богомолова. – URL: http://earth.spbu.ru/netcat_files/userfiles/events/2016_BGF/Informatsionnoe_pismo_1_BGF-2016.pdf
- Томская область. Общественная география // География Сибири в начале XXI века: в 6 т:/ Гл. ред.: В.М. Плюснин; Рос. Акад.наук, Сиб. Отд-ние, Ин-т географии им. В.Б.Сочавы; Ин-т водных и экологических проблем. Том 5. Западная Сибирь / Отв. Ред. Ю.И. Винокуров, Б.А.Красноярова. – Новосибирск: Академическое изд-во "ГЕО", 2016. с. 251-264 (соавтор – И.В.Козлова).
Требования
Курс рассчитан на бакалавров 1-2 года обучения по направлениям подготовки 05.03.04 Гидрометеорология и 05.03.06 Экология и природопользование
Программа курса
Раздел 1. Источники географической информации
1.1. История развития географических знаний о Земле
1.2. Форма и размеры Земли
1.3. Осевое движение Земли и географические следствия
1.4. Орбитальное движение Земли и географические следствия
1.5. Виды изображения земной поверхности
1.6. Географическая карта
Раздел 2. Атмосфера Земли
2.1. Понятие об атмосфере
2.2. Нагревание атмосферы
2.3. Вода в атмосфере
2.4. Давление атмосферы
2.5. Воздушные массы и атмосферные фронты
2.6. Погода и климат
Раздел 3. Литосфера Земли
3.1. Внутреннее строение Земли. Геологическое летоисчисление
3.2. Состав и строение земной коры
3.3. Рельефообразующие внутренние процессы
3.4. Рельефообразующие внешние процессы
3.5. Рельеф суши
3.6. Рельеф дна Мирового океана
Раздел 4. Гидросфера и биосфера Земли. Географическая оболочка
4.1. Понятие о гидросфере. Круговорот воды в природе. Мировой океан: свойства вод
4.2. Движение вод в океане: волнения и морские течения
4.3. Воды суши: подземные воды, озёра, ледники
4.4. Воды суши: реки, болота
4.5. Биосфера
4.6.Понятие о географической оболочке. Свойства и закономерности
Раздел 5. Население мира
5.1. Численность населения мира и её динамика
5.2. Естественное движение населения
5.3.Поло-возрастная структура населения
5.4. Механическое движение населения
5.5. Этногеография
5.6. Размещение населения и географические формы расселения
Раздел 6. Экономическая география мира
6.1. Современная политическая карта мира. Основные типы стран
6.2. Ресурсный мировой потенциал.
6.3. География добывающих отраслей
6.4. География обрабатывающих отраслей
6.5. География сельского хозяйства
6.6. География мирового транспорта
Раздел 7. География России: природа
7.1. Географическое положение страны
7.2. Геологическое строение
7.3. Разнообразие рельефа
7.4. Климатические особенности
7.5. Богатство внутренних вод
7.6. Природные зоны
Раздел 8. География России: население
8.1. Численность и воспроизводство населения
8.2. Миграции населения
8.3. Половозрастная структура населения
8.4. Рынок труда и трудовые ресурсы
8.5. Национальный состав населения страны
8.6. Особенности расселения населения
Раздел 9. География России: экономическая и пространственная специфика
9.1. Топливная промышленность
9.2. Энергетика
9.3. Черная и цветная металлургия
9.4. Химическая промышленность
9.5. Сельское хозяйство
9.6. Внешнеэкономическая деятельность
Раздел 10.
Итоговая аттестация
Результаты обучения
Знать: цели, задачи и систематизацию наук о земле, а также основные этапы развития географической науки; теоретические основы географии и наук о Земле; космические и планетарные факторы, определяющие развитие географической оболочки; внутреннее строение Земли; состав, строение и основные типы движения земной коры; исторические этапы формирования рельефа и земной поверхности, основные эндогенные и экзогенные рельефообразующие процессы, формы рельефа; состав атмосферы; давление, нагревание и содержание воды в атмосфере; закон климатической зональности и его влияние на компоненты географической оболочки; распределение водных масс на поверхности земли и их роль в формировании и функционирование географической оболочки; основные почвообразующие факторы, свойства, функции и распределение почв на поверхности земли; основные этапы эволюции биосферы, ее границы и структуру; структурные взаимосвязи между компонентами в географической оболочки для анализа изменений и решения отдельных практических задач; численность и структуру населения; размещение и формы расселения населения в мире и России; размещение и обеспеченность природными ресурсами: факторы размещения и особенности ведущих отраслей экономики мира и России; особенности географического положения и природных условий России; географическую номенклатуру.
Уметь: объяснять современные представления о форме Земли, движении в пространстве и времени, строении и движении структурных частей геосфер; отличать друг от друга формы рельефа различного генезиса, анализировать морфоструктуры и морфоскульпьтуры земной поверхности; анализировать изменения, происходящих в географической оболочке, происходящие в результате изменения отдельных компонентов природной среды; анализировать и объяснять размещение и обеспеченность населения и природными ресурсами, факторы размещения ведущих отраслей экономики мира и России
Владеть навыками: работы с географическими атласами и географическими картами разного масштаба; анализа и составления схем, таблиц, графиков, диаграмм и интерпретации информации, содержащейся в них; применения понятийно-терминологического аппарата географии и смежных наук; объяснения физико-и экономико-географических процессов в географической оболочке, а также применения теоретических знаний для решения исследовательских и прикладных задач.
Формируемые компетенции
- (05.03.04 Гидрометеорология ОПК3) Владение базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями о географической оболочке, о геоморфологии с основами геологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении, социально-экономической географии;
- (05.03.06 Экология и природопользование ОПК3) Владение профессионально профилированными знаниями и практическими навыками в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и использовать их в области экологии и природопользования;
- (05.03.06 Экология и природопользование ОПК5) Владение знаниями основ учения об атмосфере, гидросфере, биосфере и ландшафтоведении.
Направления подготовки
05.03.06 Экология и природопользование
Преподаватель

Татьяна Ромашова
Кандидат географических наук, доцент кафедры географии геолого-географического факультета Томского государственного университета.