Курс поможет усовершенствовать навыки устной и письменной коммуникации и повысить уровень грамотности; расскажет о существующих языковых тенденциях, о том, как сделать наше общение максимально эффективным и что стоит учитывать при выборе языковых средств в рамках той или иной коммуникативной ситуации.
О курсе
Онлайн-курс даст базовые знания, необходимые для эффективного освоения дисциплины студентами различных направлений и специальностей как российских, так и зарубежных вузов. Курс будет также полезен иностранным студентам – в качестве дополнительного средства языковой адаптации.
Формат
- тематические видеолекции;
- тестовые задания для самоконтроля на проверку усвоения теоретического материала, включающие по одному вопросу к каждой видеолекции курса;
- многовариантные тестовые задания на оценку (по 5–7 вопросов к каждому разделу курса).
Важным элементом изучения курса является выполнение задания на взаимное оценивание, посвященное анализу текста. Предусмотрено итоговое контрольное тестирование по содержанию всего курса.
Информационные ресурсы
Требования
Программа курса
Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 7-8 часов. Общая трудоёмкость курса – 2 зачётные единицы.
Раздел 1. Языковая норма. Кодифицированный язык.
1.1 Введение в курс.
1.2 Источники и свойства языковой нормы.
1.3 В чем парадоксальность такого явления, как языковая норма.
1.4 Какая речь может считаться по-настоящему «грамотной» и «правильной» сегодня.
Раздел 2. Языковая норма. Некодифицированный язык.
2.1 «За рамками» нормы: литературный язык и нелитературные формы национального языка. Жаргонизмы.
2.3 «За рамками» нормы: разговорные слова и просторечия.
2.4 «За рамками» нормы: диалектная и устаревшая лексика.
Раздел 3. Меняющийся язык в меняющемся мире.
3.1 Языковая норма: определение и признаки.
3.2 20 век – «эпоха языковых потрясений».
3.3 Вчера – «договоры и горячий кофе», сегодня – «договора и горячее кофе»: причины изменения языковой нормы.
3.4 Лексикографический аспект языковой нормы.
3.5 Что принципиально поменялось в языковой системе за последние годы.
Раздел 4. Интернет-коммуникация.
4.1 Коммуникативный акт как единица общения.
4.2 Активные процессы, происходящие в системе русского языка под влиянием Интернет-коммуникации: трансформация системы функциональных стилей.
4.3 Влияние «интернет-языка» на нормы устной коммуникации.
4.5 Вопрос о влиянии «интернет-языка» на уровень орфографической грамотности.
4.6 Перестройка системы русского языка. Размывание границ между литературной и нелитературной формами.
Раздел 5. Язык СМИ и его влияние на общество.
5.1 Язык новостных СМИ.
5.2 Язык рекламных жанров.
5.3 Речевое манипулирование: тактики, стратегии, используемые языковые средства.
5.4 Публицистический стиль современного русского языка: основы анализа текста.
Раздел 6. Заимствованная лексика: нужна ли она языку и в каком количестве?
6.1 Место заимствованных слов в системе современного русского языка.
6.2 Виды заимствований.
6.3 Причины появления иноязычных слов в системе русского языка.
6.4 Пуризм как способ борьбы с заимствованиями.
6.5 Стилистические функции заимствований в русском языке.
Раздел 7. Морфологические и фонетические нормы современного русского языка.
7.1 Форма числа имен существительных.
7.2 Род несклоняемых существительных.
7.3 Сложные случаи в образовании форм глагола.
7.4 Фонетические нормы.
7.5 Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного: категория рода.
Раздел 8. Лексические и фразеологические нормы современного русского языка.
8.1 Лексические нормы современного русского языка.
8.2 Фразеологические нормы современного русского языка.
8.3 Как избежать лексических и фразеологических ошибок в речи.
8.4 Подведение итогов.
Раздел 9. Функциональные стили русского языка.
9.1 Научный стиль.
9.2 Официально-деловой стиль.
9.3 Художественный стиль.
9.4 Разговорный стиль.
Раздел 10. Итоговый раздел (аттестация).
Результаты обучения
- способен к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
- способен к эффективной коммуникации в устной и письменной формах, в том числе на иностранном языке;
- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
- владеет культурой мышления, способен к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи;
- способен использовать профессионально-ориентированную риторику, владеет методами создания понятных текстов, способен осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков.
Формируемые компетенции
- ОК5 (01.03.00 Математика и механика, 02.03.00 Компьютерные и информационные науки, 03.03.00 Физика и астрономия, 04.03.00 Химия, 05.03.00 Науки о Земле (кроме 05.03.05 Прикладная гидрометеорология), 06.03.00 Биологические науки, 07.03.00 Архитектура, 08.03.01 Строительство, 09.03.00 Информатика и вычислительная техника (кроме (09.03.02 Информационные системы и технологии), 11.03.00 Электроника, радиотехника и системы связи, 12.03.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии, 13.03.00 Электро- и теплоэнергетика, 14.03.01 Ядерная энергетика и теплофизика, 15.03.01 Машиностроение, 15.03.02 Технологические машины и оборудование, 15.03.03 Прикладная механика, 15.03.06 Мехатроника и робототехника, 16.03.01 Техническая физика, 16.03.03 Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения, 17.03.01 Корабельное вооружение, 18.03.00 Химические технологии, 19.03.00 Промышленная экология и биотехнология (кроме 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья), 20.03.02 Природообустройство и водопользование, 21.03.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия, 22.03.01 Материаловедение и технологии материалов, 23.03.00 Техника и технологии наземного транспорта, 260302 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры, 27.03.00 Управление в технических системах (кроме 27.03.03 Системный анализ и управление), 28.03.00 Нанотехнологии и наноматериалы (кроме 28.03.03 Наноматериалы), 29.03.01 Технология изделий легкой промышленности, 35.03.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство, 36.03.00 Ветеринария и зоотехния, 37.03.00 Психологические науки, 38.03.00 Экономика и управление (кроме 38.03.01 Экономика, 38.03.06 Торговое дело), 39.03.00 Социология и социальная работа, 40.03.01 Юриспруденция, 41.03.02 Регионоведение России, 41.03.03 Востоковедение и африканистика, 41.03.04 Политология, 42.03.01 Реклама и связи с общественностью, 42.03.03 Издательское дело, 42.03.04 Телевидение, 43.03.03 Гостиничное дело, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, 45.03.00 Языкознание и литературоведение (кроме 45.03.02 Лингвистика), 46.03.00 История и археология, 47.03.00 Философия, этика и религиоведение, 48.03.01 Теология, 49.03.00 Физическая культура и спорт (кроме 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм), 50.03.00 Искусствознание, 51.03.00 Культуроведение и социокультурные проекты (кроме 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность), 52.03.01 Хореографическое искусство, 52.03.02 Хореографическое исполнительство, 52.03.03 Цирковое искусство, 52.03.06 Драматургия, 54.03.01 Дизайн, 54.03.04 Реставрация) Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
- ОК3 (15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств, 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительного производства, 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья, 22.03.02 Металлургия, 24.03.01 Ракетные комплексы и космонавтика, 25.03.00 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники, 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства, 27.03.03 Системный анализ и управление, 28.03.03 Наноматериалы, 29.03.03 Технология полиграфического и упаковочного производства, 34.03.01 Сестринское дело, 38.03.06 Торговое дело, 43.03.01 Сервис, 43.03.02 Туризм, 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, 52.03.04 Технология художественного оформления спектакля, 52.03.05 Театроведение) Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
- ОК4 (16.03.02 Высокотехнологические плазменные и энергетические установки, 29.03.04 Технология художественной обработки материалов, 38.03.01 Экономика, 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
- ОК4 (53.03.00 Музыкальное искусство)
- ОК7 (41.03.01 Зарубежное регионоведение, 41.03.05 Международные отношения)
- ОК5 (42.03.05 Медиакоммуникации)
- ОК6 (07.03.04 Градостроительство, 42.03.02 Журналистика, 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность, 540302 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы)
- ОК7 (10.03.01 Информационная безопасность)
- ОК3 (05.03.05 Прикладная гидрометеорология)
- ОК2 (07.03.02 Реконструкция и реставрация архитектурного наследия, 07.03.03 Дизайн архитектурной среды, 14.03.02 Ядерные физика и технологии, 29.03.02 Технологии и проектирование текстильных изделий)
- ОК3 (24.03.05 Двигатели летательных аппаратов, 41.03.06 Публичная политика и социальные науки)
- ОК2 (54.03.03 Искусство костюма и текстиля)
- ОК2 (24.03.03 Баллистика и гидроаэродинамика, 240304 Авиастроение)
- ОК1 (09.03.02 Информационные системы и технологии)
- ОК7 (45.03.02 Лингвистика)
- ОК13 (20.03.01 Техносферная безопасность)
- ОК8 (24.03.02 Системы управления движением и навигация)
Направления подготовки
Преподаватели

Агапова Нина Александровна,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка филологического факультета НИ ТГУ