Курс нацелен на формирование способности к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознании, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека.
О курсе
- формирование адекватного представления о разнообразии методов современной психодиагностики;
- глубокое изучение современных мировых этических стандартов работы психолога–психодиагноста;
- освоение технологий определения достоверности результатов, полученных с помощью различных методов диагностики;
- изучение классических и современных подходов к диагностике интеллекта, личностных особенностей, потенциала одаренности и потенциала достижений личности;
- формирование базовых навыков применения классических методов психодиагностики.
Программа курса предполагает обучение современным способам распознавания, измерения и описания индивидуально-психологических особенностей человека; изучение закономерностей вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правил «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенных психических состояний, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических переменных; выполнение большинства базовых методик психодиагностики и формирование навыка интерпретации полученных результатов.
Формат
- тематические видеолекции;
- краткие текстовые интерпретации видеолекций;
- одновариантные тестовые задания на оценку (по 5–17 вопросов к каждому разделу курса);
- материалы с содержанием, инструкциями и интерпретацией результатов психодиагностических тестов;
- задания на выполнение и интерпретацию психодиагностических методик;
- задания на взаимное оценивание, посвященные интерпретации результатов по различным методикам психодиагностики и оценки;
- вопросы к обсуждению на форуме курса.
Предусмотрено итоговое контрольное тестирование по содержанию всего курса. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.
Информационные ресурсы
- Анастази А. Психологическое тестирование.- Москва [и др.]: Питер, 2009
- Александрович И. М. Свободный рисунок : интерпретация и диагностика.- Москва: ВНИИгеосистем, 2014
- Асриян О. Б. Психологическое заключение: виды, структура и содержание Ульяновск: Зебра, 2016
- Губин В. А. Психологический диагноз: теоретические основы психодиагностики [Текст] : учебное пособие.- Екатеринбург: Уральский ин-т практической психологии, 2016
- Истратова О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2016
- Лафи С. Г. Психодиагностика.- Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015
- Лебедева Н. В. Психодиагностика.- Москва: Перо, 2015
- Носс И. Н. Психодиагностика.- Москва: Юрайт, 2014
- Носс И. Н. Проективная психодиагностика.- Москва: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2014
- Пашковская И. Н. Психодиагностика.- Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2016
- Перепелкина Н. О. Психодиагностика.- Москва: Дашков и К°, 2016
- Собчик Л. Н. Искусство психодиагностики.- Санкт-Петербург: Речь, 2014
- Собчик Л. Н. Психология индивидуальности : теория и практика психодиагностики.- Санкт-Петербург: Речь, 2008
- Фанталова Е. Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика.- Москва ; Берлин: DirectMedia, 2015
Требования
Программа курса
Раздел 1. Психодиагностика как наука.
1.1. Цели и задачи курса Психодиагностика.
1.2. Исторические корни современной психодиагностики.
1.3. Предмет и особенности современной психодиагностики.
1.4. Сравнительная характеристика психологической диагностики и психологической оценки.
Раздел 2. Общая психодиагностика.
2.1. Этические проблемы и дилеммы психодиагностики.
2.2. Современные международные стандарты работы психолога - психодиагноста.
2.3. Номотетический и идеографический подход в современной психодиагностике.
2.4. Классификация диагностических методик.
Раздел 3. Психометрика.
3.1. Структура и репрезентативность психологического теста.
3.2. Надежность.
3.3. Валидность.
3.4. Виды и типы диагностических шкал.
Раздел 4. Классическая психодиагностика интеллекта.
4.1. Диагностика элементарных способностей.
4.2. Традиционный подход в диагностике интеллекта.
4.3. Критериально-ориентированный подход в диагностике интеллекта.
Раздел 5. Современные подходы к диагностике интеллекта.
5.1. Структурный подход в диагностике интеллекта.
5.2. Диагностика эмоционального интеллекта.
5.3. Диагностика социального и этического интеллекта.
Раздел 6 . Классическая психодиагностика личности.
6.1. Способы сбора эмпирических данных о личностных особенностях.
6.2. Типологический подход в диагностике личности.
6.3. Диагностика акцентуаций.
6.4. Психодинамический подход в диагностике личности.
6.5. Структурно-блочный подход в диагностике личности.
Раздел 8. Диагностика потенциала человека.
8.1. Диагностика потенциала одаренности.
8.2. Диагностика личностного потенциала.
8.3. Диагностика профессионального потенциала.
Раздел 9. Интегративный подход в психодиагностике.
9.1. Интерактивный подход в диагностике.
9.2. Групповые техники психодиагностики.
9.3. Нарративный подход в диагностике личности.
Раздел 10. Итоговая аттестация.
Результаты обучения
- Освоит технологии заключения осведомленного согласия с клиентом на применение диагностической процедуры;
- Сформирует навыки применения типовых диагностических методик (стандартизованных и открытых опросников, семантических дифференциалов, проективных методик, интерактивных методик);
- Освоит технологии проверки достоверности применяемых диагностических методов;
- Сформирует навыки применения различных типов диагностических шкал и нормирования их значений;
- Сформирует навыки интерпретации результатов диагностики.
Формируемые компетенции
ПК 5 - способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознании, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека.
Направления подготовки
37.04.02 Конфликтология
37.05.01 Клиническая психология
38.00.00 Экономика и управление
38.03.02 Менеджмент
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
39.00.00 Социология и социальная работа
39.03.01 Социология
39.03.03 Организация работы с молодежью
40.00.00 Юриспруденция
41.03.06 Публичная политика и социальные науки
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
44.03.01 Педагогическое образование
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
Преподаватели

Петрова Валерия Николаевна,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры организационной психологии факультета психологии НИ ТГУ