Курс предназначен для широкой российской аудитории вузовской молодежи (аспирантов, магистрантов всех направлений подготовки), рассматривающей преподавательскую деятельность в вузе как возможный, а для какой-то категории и предпочитаемый вариант индивидуальной траектории своего профессионального становления. Курс предполагает погружение слушателей в современную психолого-педагогическую проблематику высшей школы и предоставляет возможность для перезачета при реализации учебного плана в рамках своих основных образовательных программ.
О курсе
- познакомиться с психолого-дидактическими компетенциями современного вузовского преподавателя в условиях модернизации профессионального образования;
- развить профессионально-педагогическое мышление в процессе построения собственной образовательной и профессиональной стратегий;
- освоить основные понятия, принципы и методы психолого-педагогической диагностики и мониторинга, позволяющих проектировать и реализовывать развивающий эффект диагностических процедур;
- овладеть навыками рефлексивного использования в организации образовательного взаимодействия специфических видов коммуникаций, адекватных постановке и решению образовательных задач в области психологии в условиях современного университета;
- расширить представления о современных подходах к проблеме психологической безопасности в учреждениях высшего профессионального образования;
- формировать способность адаптировать и обобщать результаты современных психолого-педагогических исследований для собственных целей преподавания.
Система тестовых, рефлексивных, проектных заданий для самостоятельной работы позволяет слушателям самим выбирать тот уровень когнитивной сложности, на котором они готовы и могут выполнять предложенные задания.
Используемые в курсе технологические приемы проблемного ввода, рефлексивного анализа, «решения задач на смысл» выступают в качестве механизмов превращения безличной для слушателей информации в знание, имеющее личностный смысл и ценность.
Формат
Информационные ресурсы
Требования
Необходимо уметь читать специальную рекомендуемую литературу, пользоваться современными информационными средствами для уточнения незнакомых понятий, иметь опыт выполнения рефлексивно-аналитической работы, в том числе и в области самооценивания уровня сформированности у себя соответствующих профессионально-личностных компетенций.
Программа курса
Раздел 1. Образовательная транспектива современного российского образования
Преподаватель Костюкова Т.А.
Тема 1. Модели реформирования отечественного образования в ХХ
Тема 2. Болонский процесс и реформирование отечественного образования в нач. ХХI вв.
(Видеолекции и интервью с проректорами российских вузов – членами рабочей группы Минобрнауки РФ по вопросу Болонского соглашения, тестирование)
Раздел 2. Психология мотивации,вовлеченности и достоверности в образовательный процесс
Преподаватель Лукьянов О.В.
Тема 1 Аутентификация и идентичность
Тема 2. Мотивация и психологическая активность
(видеолекции, творческие задания на самооценку)
Раздел 3 Убеждающая коммуникация в образовательных практиках
Преподаватель Богданова Е.Л.
Тема 1. Виды и критерии конструктивности психолого-педагогического влияния.
Тема 2 Приемы организации конструктивного педагогического общения.
Тема 3. «Убеждение» как конструктивный вид психолого-педагогического влияния
(Видеолекции и инсценировки педагогических ситуаций, задания на взаимное оценивание)
Раздел 4
Аутентичное оценивание образовательных результатов
Преподаватель Абакумова Н.Н.
Тема 1. Мониторинг инновационных образовательных результатов
Тема 2 Аутентичное оценивание образовательных результатов
Преподаватель Краснорядцева О.М.
Тема 3. Рейтинговая система как предмет профессионального мышления преподавателя высшей школы.
Подтема 1. Результаты освоения учебной дисциплины: психолого-образовательный контекст.
Подтема 2. Психолого-дидактические возможности учебных заданий и рекомендации по проектированию их операционного состава
(Видеолекции, интервью и кейс, тестирование)
Раздел 5 Образовательное проектирование
Преподаватель Малкова И.Ю.
Тема 1. Проектирование как тема и направление изменения образования
Тема 2. Концепция образовательного проектирования: основные категории
(Видеолекции и кейсы, тестирование)
Раздел 6. Психологическая безопасность участников образовательного процесса
Преподаватель Щелин И.В.
Тема 1. Специфика и профилактика угроз психологической безопасности участников образовательного процесса в вузе
Подтема 1. Психологическая безопасность: угрозы психологической безопасности, формы и последствия психологического насилия во взаимодействии для студентов и педагогов.
Подтема 2. Эмоциональное выгорание педагога. Индивидуальная уязвимость участников образовательного процесса с различными акцентуациями характера.
Преподаватель Щеглова Э.А.
Тема 2. Психологические возможности и ограничения манипулятивных техник в деятельности преподавателя высшей школы
Подтема 1. Манипулирование как вид психологического воздействия.
Подтема 2. Манипуляции в условиях профессионально-педагогического общения
(Видеолекции, тесты, задания на взаимное оценивание)
Итоговое рефлексивное диагностическое тестирование.
Результаты обучения
- овладение новыми психолого-дидактическими компетенциями современного вузовского преподавателя;
- развитие многомерного педагогического мышления, адекватного постнеклассическому уровню современного научного знания;
- простраивание для себя ценностно-смысловых ориентиров профессионально-педагогической деятельности
Формируемые компетенции
Направления подготовки
44.00.00 Образование и педагогические науки
44.03.01 Педагогическое образование
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
44.06.01 Образование и педагогические науки
Аспирантура: все направления, курс может использоваться для подготовки к сдаче зачета по основам педагогики и психологии высшей школы и обучения будущих сотрудников вузов.
Преподаватели
Ольга Михайловна Краснорядцева
Доктор психологических наук, профессор
Декан Факультета психологии НИ ТГУ, зав.кафедрой и профессор общей и педагогической психологии
Игорь Владимирович Щелин
Кандидат психологических наук, доцент
Доцент кафедры общей и педагогической психологии, начальник психологической службы ТГУ
Олег Валерьевич Лукьянов
Доктор психологических наук, доцент
Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии НИ ТГУ
Татьяна Анатольевна Костюкова
Доктор педагогических наук, профессор
Профессор кафедры общей и педагогической психологии
Елена Леопольдовна Богданова
Кандидат педагогических наук, доцент
Доцент кафедры общей и педагогической психологии
Наталья Николаевна Абакумова
Кандидат педагогических наук, доцент
Доцент кафедры общей и педагогической психологии
Малкова Ирина Юрьевна
Доктор педагогических наук, профессор
Заведующий кафедрой управления образованием, директор регионального научного центра Российской академии образования в Сибирском федеральном округе на базе НИ ТГУ
Элеонора Анатольевна Щеглова
Кандидат психологических наук, доцент
Доцент кафедры общей и педагогической психологии