Этот курс предназначен для широкой аудитории. Курс рассматривает введение в проблематику HRI (human-robot interaction) и будет интересен для всех, кто интересуется социокультурными аспектами робототехники и искусственного интеллекта.
О курсе
- роль культуры в формировании представлений о социальном роботе;
- особенности восприятия социального робота;
- этические аспекты социального взаимодействия человека и робота.
В каждом модуле есть раздел, в котором демонстрируются методология и результаты исследований рассматриваемой темы. Также по возможности слушатели смогут услышать мнение разработчиков, непосредственно создающих социальные робототехнические платформы. Достаточно большое внимание уделяется теме внешнего интерфейса социального робота и вопросам дизайна. В последнем модуле слушатели смогут попробовать себя в роли разработчика и представить свой концепт/идею социального робота с учетом всех рассмотренных аспектов.
Формат
- тематические видеолекции;
- видеоинтервью с приглашенными экспертами;
- рекомендуемые источники для самостоятельного изучения к каждому из разделов курса;
- дополнительные материалы курса на английском языке;
- тестовые задания для самоконтроля на проверку усвоения теоретического материала (по одному вопросу внутри видеолекций);
- вопросы для обсуждения к каждому разделу курса;
- тестовые задания на оценку (по 10 вопросов к каждому разделу курса);
- задания на взаимное оценивание, включая итоговое по содержанию всего курса.
Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.
Информационные ресурсы
Требования
Специальных знаний не требуется. Желательны базовые знания социологии, культурологии и истории, а также знание английского языка, так как дополнительные материалы предоставлены на английском.
Программа курса
Курс рассчитан на 10 недель изучения.
Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 7-8 часов.
Общая трудоемкость курса – 2 зачетные единицы.
Вводный раздел
Приветствие
Раздел 1. Кто такой социальный робот?
1.0. О чем мы говорим на этой неделе
1.1. Как мы определяем робота?
1.2. Что такое социальное взаимодействие?
1.3. Почему появились социальные роботы?
1.4. Знакомьтесь – социальный робот
1.5. Что будут делать социальные роботы?
Раздел 2. Роль культуры в формировании представлений о социальном роботе
2.0. О чем мы говорим на этой неделе
2.1. Откуда взялись социальные роботы?
2.2. «Западные» социальные роботы
2.3. «Восточные» социальные роботы
2.4. Наши стереотипы о роботах и почему они важны
Раздел 3. Как выглядит социальный робот?
3.0. О чем мы говорим на этой неделе
3.1. Типы интерфейсов социальных роботов
3.2. Эффект зловещей долины
3.3. Эстетика, Красота и социальные роботы
3.4. Как исследуют восприятие внешности робота?
Раздел 4. Этика и социальная робототехника
4.0. О чем мы говорим на этой неделе
4.1. Зачем нам нужна этика, когда мы говорим о социальных роботах?
4.2. Этические законы робототехники
4.3. Робоэтика
4.4. Некоторые этические вопросы взаимодействия человека и социального робота
Раздел 5. Социальные роботы рядом с нами
5.0. О чем мы говорим на этой неделе
5.1. Вызовы социальной робототехники
5.2. Какие социальные роботы уже есть сегодня?
5.3. Как изучают взаимодействие человека и социального робота
5.4. Придумываем социального робота
Раздел 6. Заключение
Итоговая аттестация.
Результаты обучения
В результате освоения курса студенты:
- Узнают о социальных роботах и основных вызовах социальной робототехники;
- Смогут разработать концепт-идею социального робота;
- Получат представление о методологии исследования социального взаимодействия человека и робота;
- Смогут учитывать этические аспекты при разработке, оценке платформ социальных роботов.
Формируемые компетенции
- (47.04.01 Философия ОК3) Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;
- (47.04.01 Философия ОПК-3) Способность вести экспертную работу в соответствии с направленностью (профилем) своей программы магистратуры.
Направления подготовки
47.04.01 Философия
Преподаватель

Надежда Зильберман
Кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных проблем информатики философского факультета Национального исследовательского Томского государственного университета