Психология одаренности, креативности и гениальности

Курс призван представить базовые ориентиры в понимании гениальности, одаренности и посредственности, то есть представить гениальность как инициативность, одаренность как своеобразие и посредственность как эффективность. Курс направлен на формирование аутентичных психологических установок по отношению к вопросу творческого потенциала (самореализация, творческое самовыражение, самоидентификация).

 

О курсе

Гениальность, одаренность и посредственность – это различные измерения человеческого бытия. Их следует изучать в согласованности проявлений. Вместе они создают пространство творческой жизни, а взятые по отдельности – травмирующие, опустошающие и истощающие человека формы тревоги.

В курсе будут представлены примеры такой согласованности проявлений гениальности, одаренности и посредственности в произведениях, биографиях и творческих практиках.

Студенты смогут не только рассмотреть структуру устойчивости творческой активности в целом, но и исследовать проблемы переживания кризисов, реализации и сбережения своего личностного потенциала.

Курс имеет прикладное значение и направлен на изучение психологии интенсификации творческой жизни, на психологическое обоснование (восстановление оснований) практик идентификации, помощи в переживании кризисов, реализации и сбережения человеческого, личностного потенциала.

Курс насыщен интерактивными заданиями, выполнение которых также поможет личностному росту и развитию интенсивности творческой жизни обучающихся.

Формат

Курс включает:

  • тематические видеолекции;
  • краткие описания содержания видеороликов;
  • дополнительные материалы и рекомендуемую к самостоятельному изучению литературу;
  • общий обзор по литературе в конце каждого раздела;
  • многовариантные тестовые задания на оценку (по 11–19 вопросов к каждому разделу курса);
  • творческие задания на оценку (на взаимное оценивание) в каждом разделе курса;
  • дополнительные задания для самооценки в каждом разделе курса.

Предусмотрено итоговое задание на взаимное оценивание по всему курсу. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового задания и еженедельных контрольных тестов. Базовый курс по направлению 37.04.01 Психология.

Информационные ресурсы

В качестве дополнительных ресурсов слушателям рекомендуются использовать литературу и источники (словари), список которых даётся в сопроводительных материалах к курсу.

Требования

Специальный уровень подготовки не требуется. В процессе обучения необходимо изучать дополнительную литературу, предложенную преподавателями, а также быть готовым к выполнению творческих заданий и саморефлексии.

Курс ориентирован на студентов, получающих степень бакалавра и магистра, а также на всех, интересующихся данной проблематикой.

Программа курса

Курс рассчитан на 10 недель изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 10-12 часов. Общая трудоемкость курса – 3 зачетные единицы (108 часов).

Программа

Результаты обучения

В результате изучения курса студенты смогут освоить базовые ориентиры:

  • современного понимания специфических измерений творческого потенциала: гениальности-инициативности, одаренности-своеобразия, посредственности-эффективности;
  • понимания распространенных заблуждений в отношении гениальности, одаренности и посредственности;
  • практики реализации индивидуального творческого потенциала в ракурсе трех измерений творческой жизни: творческой инициативы, творческого стиля, творческой своевременности;
  • разрешения сомнений и внимания к рискам творческой реализации и творческого потенциала.

Формируемые компетенции

  • (37.04.01 Психология ОК3) Способность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;
  • (37.04.01 Психология ОПК3) Способность к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения;
  • (37.04.01 Психология ПК5) Готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.

Направления подготовки

Преподаватели

Лукьянов Олег Валерьевич,,
доктор психологических наук, доцент,
заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии НИ ТГУ

Стайпек Анастасия Андреевна,,
старший лаборант, аспирант кафедры психологии личности факультета психологии НИ ТГУ