Первая часть курса знакомит с основными этапами динамики науки в Западной культуре, формирует знание о природе науки, соотношении фундаментального и прикладного знания в современных исследованиях. Вторая часть представляет критический анализ основных философских принципов, лежащих в основе современных физико-математических наук и определяют их эвристический потенциал и тенденции их развития.
О курсе
Во второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и рефлективно к ней отнестись. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими как необходимые рамки (контекст), в которые может быть помещен те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала. Слушатели изучат также основные исследовательские программы в сфере современной философии науки: их содержание, применяемые методологии, притязания, что позволит приобрести навыки их анализа.
Курс предполагает выявление, характеристику и анализ основных методов и подходов, используемых в современных физико-математических науках, анализ основных исследовательских программ, определяющих облик современного математического, физического знания и информатики.
Формат
- тематические видеолекции;
- тестовые задания на оценку (по 8–20 вопросов к каждому разделу курса);
Предусмотрено итоговое задание. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.
Информационные ресурсы
Требования
Требуется умение пользоваться оригинальными текстами по истории и философии науки, знание основ философии и философской теории познания.
Программа курса
Раздел 1. Предмет и основные концепции философии науки
1.1. Формирование философии науки и основные этапы ее развития (позитивизм и постпозитивизм)
1.2. Концептуальная модель современной философии науки
Раздел 2. Природа научного познания. Наука в системе культуры
2.1. Природа науки, три аспекта бытия науки
2.2. Образы науки и стандарты научности
2.3. Структура научного знания: эмпирический, теоретический уровни научного знания, уровень оснований науки
Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
3.1. Генезис науки: наука античности, наука средневековья
3.2. Становление классической науки в эпоху Нового времени (формирование объекта, субъекта, метода научного познания)
3.3. Динамика науки в культуре европейской цивилизации. Внутренние и внешние факторы развития науки
Раздел 4. Динамика науки. Типы научной рациональности
4.1. Рост и развитие научного знания
4.2. Философия науки о динамике научной рациональности
4.3. Концепция постнеклассической науки, ее признаки
Раздел 5. Актуальные проблемы современной философии науки
5.1. Проблема объективности научного знания. Истина и достоверное знание
5.2. Научный реализм и релятивизация в научном познании
5.3. Междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования в современной науке
Раздел 6. Предмет, специфика и функции физико-математических наук
6.1. Различие аналитического и синтетического, априорного и апостериорного в системе точного знания
6.2. Различие методов математики и естествознания в связи со спецификой их предметов. Аналитический подход к определению основных понятий
6.3. Кризисы в основаниях математики и теоретико-множественные парадоксы
6.4. Основные школы в философии и основаниях математики
Раздел 7. Математика как формальная система и проблемы вычислимости
7.1. Формалистская программа Гилберта
7.2. Ограничительные теоремы Гёделя и их математическое и философское значение
7.3. Проблема разрешимости и возможности вычислительной машины
Раздел 8. Проблемы искусственного интеллекта
8.1. Понятие искусственного интеллекта. Предпосылки возникновения систем искусственного интеллекта
8.2. Парадигма «интеллект как исчисление понятий». Парадигма «интеллект как восприятие». Парадигма «интеллект как рефлексия». Парадигма «интеллект как самоидентичность»
8.3. Тест Тьюринга. Понятие интенциональности, парадигма «интеллект как интенциональность». Аргумент «Китайская комната». Синтаксис и семантика систем искусственного интеллекта
Раздел 9. Физическая картина мира и её эволюция
9.1. Эволюция физической картины мира и изменение онтологии физического знания
9.2. Механическая, электромагнитная и современная квантово-релятивистская картины мира как этапы развития физического познания
9.3. Философские и общенаучные основания единства физического знания
Раздел 10. Итоговая аттестация
Результаты обучения
Знать:
- предмет и проблемное поле истории и философии науки, характер современных социальных проблем, связанных с особенностями функционирования данной сферы общества;
- уметь отвечать на вопросы о природе науки, общих закономерностях научного познания в его историческом развитии и в изменяющемся социокультурном контексте;
- знать основные школы философии науки и основных представителей отечественной и зарубежной философии науки;
- ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке на современном этапе ее развития;
- сформировать навыки методологического анализа в области теоретических и прикладных исследований.
Уметь:
- использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач;
- применять на практике базовые профессиональные навыки;
Владеть:
- информацией по данной дисциплине, на уровне умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения.
Формируемые компетенции
Процесс изучения дисциплины «История и философия науки» направлен на формирование следующих универсальных компетенций:
- УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
- УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
Направления подготовки
03.06.01 Физика и астрономия
Для аспирантов всех тех специальностей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки Философия естественных наук (физико-математические науки)», а также соответствующий кандидатский экзамен.
Преподаватели
Черникова Ирина Васильевна,
доктор философских наук, Профессор,
заведующий кафедрой философии и методологии науки философского факультета НИ ТГУ
Суровцев Валерий Александрович,
доктор философских наук, Профессор,
заведующий кафедрой истории философии и логики философского факультета НИ ТГУ
Ладов Всеволод Адольфович,
доктор философских наук,
профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета ТГУ