Первая часть курса знакомит слушателей с основными этапами динамики науки в Западной культуре, формирует знание о природе науки, соотношении фундаментального и прикладного знания в современных исследованиях. Вторая часть курса представляет опыт исследований философии техники и методологии технического знания, раскрывающих особенности технических знаний и истории инженерно-технических дисциплин.
О курсе
В этом курсе слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и рефлективно к ней отнестись. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими как необходимые рамки (контекст), в которые может быть помещен те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала. Слушатели изучат также основные исследовательские программы в сфере современной философии науки: их содержание, применяемые методологии, притязания, что позволит приобрести навыки их анализа.
Системный и интегративный характер инженерных задач обусловливает тесное взаимодействие естественных, технических и социально-гуманитарных наук, конкретным проявлением которого является появление информатики и информационных технологий. В этом контексте рассматривается техносфера современного постиндустриального общества, положение человека в современной социально-технической среде, особенности современных социальных систем и перспективы глобального технического развития.
Формат
- тематические видеолекции;
- тестовые задания на оценку (по 8–20 вопросов к каждому разделу курса);
- словарь-тезаурус.
Предусмотрено итоговое задание по содержанию всего курса. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.
Информационные ресурсы
Требования
Требуется умение пользоваться оригинальными текстами по истории и философии науки, знание основ философии и философской теории познания.
Программа курса
Раздел 1. Предмет и основные концепции философии науки
1.1. Формирование философии науки и основные этапы ее развития (позитивизм и постпозитивизм)
1.2. Концептуальная модель современной философии науки
Раздел 2. Природа научного познания. Наука в системе культуры
2.1. Природа науки, три аспекта бытия науки
2.2. Образы науки и стандарты научности
2.3. Структура научного знания: эмпирический, теоретический уровни научного знания, уровень оснований науки
Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
3.1. Генезис науки: наука античности, наука средневековья
3.2. Становление классической науки в эпоху Нового времени (формирование объекта, субъекта, метода научного познания)
3.3. Динамика науки в культуре европейской цивилизации. Внутренние и внешние факторы развития науки
Раздел 4. Динамика науки. Типы научной рациональности
4.1. Рост и развитие научного знания
4.2. Философия науки о динамике научной рациональности
4.3. Концепция постнеклассической науки, ее признаки
Раздел 5. Актуальные проблемы современной философии науки
5.1. Проблема объективности научного знания. Истина и достоверное знание
5.2. Научный реализм и релятивизация в научном познании
5.3. Междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования в современной науке
Раздел 6. Техника как объект исследования. Понятие техносферы
6.1. Возникновение философии техники и обсуждаемые ею проблемы
6.2. Как определить технику?
6.3. Философы о технике
6.4. Человек и человеческая деятельность
6.5. Общество и техносфера
Раздел 7. Технические знания, этапы развития технических знаний
7.1. Техническое знание в доиндустриальный период
7.2. Техника и познание природы
7.3. Становление научного технического знания
7.4. Методология науки и техническое знание
Раздел 8. Технические науки, теория в технических науках
8.1. Абстрактные схемы в технической теории
8.2. Технические науки классического типа
8.3. Системное мышление и неклассические науки
8.4. Информационная революция, понятие информации
8.5. Компьютерная революция и постиндустриальная технологическая волна
Раздел 9. Социальная экспертиза и социальная ответственность в технике
9.1. Основные принципы структуралистского подхода
9.2. Социальная оценка техники
9.3. Этика и развитие техносферы
9.4. Проблема социальной ответственности в технике
9.5. Философия техники и технических наук: заключительная лекция
Раздел 10. Итоговая аттестация
Результаты обучения
Знать:
- предмет и проблемное поле истории и философии науки, характер современных социальных проблем, связанных с особенностями функционирования данной сферы общества;
- уметь отвечать на вопросы о природе науки, общих закономерностях научного познания в его историческом развитии и в изменяющемся социокультурном контексте;
- знать основные школы философии науки и основных представителей отечественной и зарубежной философии науки;
- ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке на современном этапе ее развития;
- сформировать навыки методологического анализа в области теоретических и прикладных исследований.
Уметь:
- использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач;
- применять на практике базовые профессиональные навыки;
Владеть:
- информацией по данной дисциплине, на уровне умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения.
Формируемые компетенции
- Процесс изучения курса направлен на формирование следующих универсальных компетенций:
- УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
- УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
Направления подготовки
07.06.01 Архитектура
08.06.01 Техника и технологии строительства
09.06.01 Информатика и вычислительная техника
10.06.01 Информационная безопасность
11.06.01 Электроника, радиотехника и системы связи
12.06.01 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
13.06.01 Электро- и теплотехника
14.06.01 Ядерная, тепловая и возобновляемая энергетика и сопутствующие технологии
15.06.01 Машиностроение
16.06.01 Физико-технические науки и технологии
18.06.01 Химическая технология
19.06.01 Промышленная экология и биотехнологии
20.06.01 Техносферная безопасность
21.06.01 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых
21.06.02 Геодезия
22.06.01 Технологии материалов
23.06.01 Техника и технологии наземного транспорта
24.06.01 Авиационная и ракетно-космическая техника
25.06.01 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
26.06.01 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
27.06.01 Управление в технических системах
28.06.01 Нанотехнологии и наноматериалы
29.06.01 Технологии легкой промышленности
Для аспирантов всех тех специальностей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки (общие проблемы философии науки)» и «История и философия науки. Философия техники и технических наук», а также соответствующий кандидатский экзамен.
Преподаватели
Черникова Ирина Васильевна,
доктор философских наук, Профессор,
заведующий кафедрой философии и методологии науки философского факультета НИ ТГУ
Владислав Васильевич Чешев,
доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки ФсФ ТГУ